Ссылка: http://www.newsmsk.com/article/22Mar2010/salon_navyaz.html
Текст:
--------------------
Как салоны наживаются на программе утилизации автомобилей
Две недели назад стартовала программа утилизации старых автомобилей. Эксперты, журналисты и автовладельцы не устают находить в ней все новые недостатки. Как выяснили корреспонденты "Московского комсомольца", при покупке новой машины с 50-тысячной скидкой автодилеры навязывают клиентам полный пакет дополнительного оборудования с доплатой. В результате автомобиль может обойтись даже дороже, чем до скидки. Владелица "шестерки" 1984 года выпуска Эмма Капырина сдавала свою машину в ближайший к дому салон на Сормовской улице. Менеджер взял 3 тысячи рублей за переработку автомобиля, были подписаны две доверенности - на право утилизировать и на возможность снять машину с учета, оформлен предварительный договор на покупку новой машины.
После этого начались неприятности. Буквально на следующий день после оформления бумаг менеджер заявил, что стоимость выбранного нового автомобиля (УАЗ Patriot) выросла на 10 тысяч рублей - с 595 до 605 тысяч рублей. Снижать стоимость машины в салоне категорически отказались.
На этом сюрпризы не закончились. Через 10 дней, когда Капырина приехала оформлять покупку, менеджер "в качестве подарка" предложил кожаный салон. Парадокс заключался в том, что бесплатна только обивка, установка "подарка" стоит 7 тысяч рублей. Также выяснилось, что машина поступила в несколько измененной комплектации - в багажнике установлены дополнительные посадочные места, за которые нужно заплатить еще 4 тысячи рублей. Плюс 10 тысяч рублей за навязанный антикор дна.
В результате долгих споров из списка "подарков" удалось вычеркнуть кожаный салон и часть другого дополнительного оборудования. Однако конечная стоимость автомобиля все равно оказалась значительно больше предполагаемой.
Причем из-за недоработок в механизме программы клиент не может утилизировать старую машину в одном салоне, а купить новую - в другом. Формально это не запрещено, но и реально этого сделать нельзя - упущение Минтранса. Автовладелец фактически оказывается заложником дилеров, чем последние активно пользуются, завышая цены и навязывая пакеты ненужного оборудования.
Дилеры не торопятся оформлять сертификаты
В одной из столичных компаний-участниц программы "МК" поэтапно рассказали о действии программы. После оформления с покупателем всех бумаг дилеры снимают машину с учета и отправляют на утилизацию. На это уходит примерно 15 дней. Клиент должен платить только за переработку автохлама.
В конце у дилера остается свидетельство об утилизации с отметками сотрудника ГИБДД и работника фабрики. Эта бумага в заполненном виде как раз и дает право на 50-тысячную скидку, документ отдают владельцу. После заключения сделки полный пакет документов отсылается в Минтранс, где их проверяют. Через 14-30 рабочих дней компании-участнице должны перечислить деньги назад.
На деле все не так гладко. До 8 марта можно было самостоятельно распечатать сертификат и, заполнив его, идти к дилеру. Но почти сразу же бланк документа убрали с официального сайта, так как граждане допускают много ошибок при самостоятельном заполнении анкет. Так что теперь получить сертификат можно только у дилеров, список которых размещен на сайте Минпромторговли.
Однако, как выяснили корреспонденты "Комсомольской правды", отправившиеся на эксперимент с одним из автовладельцев, дилеры не спешат оформлять сертификаты. Один из менеджеров салона, включенного в список, пояснил, что на самом деле министерство не заключало с дилерами никаких договоров, поэтому никто не не гарантирует, что они получат назад свои деньги. Кроме того, при оформлении документов нередко возникают сбои в системе и путаница с адресами.
В другом салоне автовладельцу согласились только оформить сертификат, но снять старую машину с учета и отвезти ее в пункт утилизации предложили самому, объяснив, что у дилера "нет такой возможности и вряд ли она появится". Представитель дилера марки Ford признался журналистам, что "это долго и муторно".
В результате создается классическая ситуация: менеджеры по продажам обвиняют в проволочках чиновников, которые якобы не выслали им информацию об эксперименте. В Минпромторговли это отрицают. "Мы провели работу с каждым дилером, - заявили в министерстве. - Им всем были отправлены пароли и инструкции по работе в системе. Список дилеров носил заявительный характер, то есть производители сами прислали нам перечень своих автосалонов, готовых работать по госпрограмме утилизации". В то же время Минпромторговли не исключает, что "возможны некие сбои", обещая исправить все недочеты в оперативном режиме.
В пресс-службе одного из автопроизводителей "КП" заверили, что все их дилеры согласились с условиями госпрограммы, но есть нюанс: "Все автосалоны являются самостоятельными юридическими лицами. Они не подотчетны производителю, поэтому какие-то решения они могут принимать сами". Таким образом, клиент со своей стороны "может уполномочить дилера", чтобы тот снял машину с учета в ГИБДД и отвез на площадку утилизации. Но по факту дилер может отказаться.
Отметим, что недостатки обнаружились с первых дней работы программы. Сначала по радио объявляли о переносе ее старта с 8 на 10 марта. После этого выяснилось, что сайт Минпромторга перестает пускать дилеров в электронную систему. Кстати, вечером воскресенья он был и вовсе недоступен.
Госпрограмма будет действовать по 1 ноября 2010 года, в ее рамках можно будет приобрести автомобиль российской сборки, выбрав из 66 моделей, производимых в России. Если эксперимент окажется удачным, то сроки приема старых авто могут продлить.