Как известно, стеклоочистители (дворники) автомобиля устроены таким образом, что в какой бы момент мы их не выключили, они все равно закончат свой цикл (взмах) и улягутся на отведенное им место, а не застрянут посреди стекла. Соответственно, многие задаются вопросом - а каким же умным и хитрым способом достигается такое "разумное" их поведение? Постараюсь ответить на этот вопрос в данной статье. Рассмотрим электрическую схему привода стеклоочистителя (для удобства восприятия схема была максимально упрощена, и из нее были исключены разъемы и соединения, не относящиеся к рассматриваемому вопросу. Вот схема. Обозначения: S1 - контактная группа переключателя управления стеклоочистителем. S2 - концевой выключатель, встроенный в двигатель стеклоочистителя. Как мы видим из показанной выше схемы, в исходном положении (то есть, в положении "лежащих" дворников) концевик двигателя замыкает контакты 4 и 6, а рычаг включения - контакты 1 и 2. Таким образом, ток никуда не идет (все выходы питающего напряжения - контакты 2 и 4 - разомкнуты), а обмотка двигателя закорочена на массу. Забегая вперед, уточню: концевик двигателя находится в показанном на схеме положении только тогда, когда дворники "лежат". Во всех остальных положениях дворников концевик будет замыкать контакты 4 и 5. Теперь мы включаем стеклоочиститель - то есть, переводим рычаг S1 в нижнее положение. Контакты 1 и 3 замыкаются, и ток проходит через контакты 3 и 1, затем через обмотку двигателя и уходит на "массу". Двигатель заработал. Но так как это только самый первый момент его работы, то концевик S2 еще не успел переключиться и по-прежнему замыкает контакты 4 и 6. Но на работу системы это не оказывает никакого влияния - ведь контакт 2 разомкнут, и поэтому ток через концевик не идет. Что происходит дальше? Ротор двигателя проворачивается и переключает концевик. Теперь замкнуты между собой контакты 4 и 5. Но ток по-прежнему идет по показанному на схеме пути, совершенно не затрагивая линию с концевиком (так как контакт 2 по-прежнему разомкнут). Так может продолжаться сколь угодно долго. Ток идет через контакты перекключателя, после каждого полного оборота двигателя происходит кратковременное переключение концевика направо, а затем снова налево. Но опять же - это не оказывает никакого влияния на работу двигателя из-за разомкнутого контакта 2. Но тут мы решаем выключить стеклоочиститель. Для этого переводим переключатель в верхнее положение - то есть, замыкаем между собой контакты 1 и 2. Но так как дворник в этот момент находился не в "лежачем" положении, а где-то посреди стекла (т.е., концевик в левом положении), то мы имеем следующую картину: То есть, мы как бы выключили стеклоочиститель, а он все равно продолжает работать - потому что ток на двигатель продолжает поступать. Но теперь уже по другому пути, а именно - через контакты 5 и 4 концевика, затем через контакты 2 и 1 переключателя. Но вот дворники "легли", и мотор остановился. Что произошло? Все очень просто - как только дворники пришли в "лежачее" положение, концевик двигателя переключился и замкнул между собой контакты 4 и 6. Ток перестал подаваться, так как все пути теперь для него буквально отрезаны. Обмотка двигателя снова закоротилась на массу, двигатель встал. Мы вернулись к исходной ситуации: P.S. Надеюсь, эта статья кому-то помогла. |